От "Турист-трофи" до Мото Гран-при
Первые соревнования на мотовелосипедах и трехколесных мотоциклах в начале 20 века проходили по дорогам между городами Европы. Проведенные в 1907 году на острове Мэн гонки на приз Турист Трофи были фактически первым соревнованием для мотоциклов. Гаревые гонки, спидвей и мотокросс активно развивались в годы между Первой и Второй мировой войной, а кольцевые Гран-при для мотоциклов начали проводиться одновременно в США и Европе после Второй мировой войны. Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам, известный как Мото Гран-при, учрежден Международной мотоциклетной федерацией (ФИМ) в 1949 году. Вначале в нем выступали мотоциклы четырех классов, различавшиеся объемом двигателей:125, 250, 350 и 500 кубических сантиметров. С течением времени эти классы менялись: класс 350 исчез в 1982 году, класс 50 кубиков существовал с 1962 года по 1983 год, а класс 80 кубических см с 1984 по 1989 год. В 2002 году мотоциклы с двигателями 500 заменены на 990 кубовые, а в 2007 году - на 800 кубовые. При их изготовлении используют самые современные материалы (углеволокно и титан), внедряют достижения самых продвинутых технологий. Машины, созданные для Мото Гран-при, имеют до 230 лошадиных сил и разгоняются до 340 км/ч. Учитывая, что площадь контакта шины с асфальтом не превышает ладони, мотогонщики, летящие по трассе с громадной скоростью, должны превосходно владеть мотоциклом и обладать высочайшим чувством балансировки. Дистанция гонки Мото Гран-при зависит от места проведения. В основном она составляет 110-120 км или 20-30 кругов по трассе в течение 45 минут. Мото Гран-при завоевал популярность в Китае, Малайзии и Австралии, не говоря уже об Италии, Германии и Великобритании. Мото Гран-при - вершина кольцевого мотоспорта Зрителям гарантируется незабываемое зрелище - борьба испанцев Сета Джибернау и Даниела Педрозы, итальянцев Валентино Росси и Лориса Капиросси, американцев Никки Хэйдена и Колина Эдвардса.
Супербайки
Супербайки - это серийные мотоциклы, которые в соответствии со строгими правилами модифицированы для участия в кольцевых гонках. Командам разрешено вносить лишь незначительные изменения в конструкцию мотоциклов, которые обладают двигателями объемом от 900 до 1000 кубических сантиметров. По сравнению со специально изготовленными для Мото Гран-при мотоциклами супербайки чуть медленнее, зато дешевле. Их мощность достигает 210 лошадиных сил (вдвое больше, чем у обычных мотоциклов), а скорость на трассе достигает 320 км/ч. Множество стран проводят национальные чемпионаты в классе супербайк, включая Японию, Австралию и Великобританию Один из первых национальных соревнований - чемпионат супербайков, проводимый Американской мотоциклетной ассоциацией (АМА) с 1976 года. Он проходит поэтапно на 11 американских кольцевых трассах. Чемпионат включает гонки на трассах "Лагуна Сека" и "Дайтона", в которых участвуют мотоциклы "суперсток" и "суперспорт". Самый быстры гонщик - австралиец Мэт Млэдлин, который побеждал в чемпионате 6 раз между 1999 и 2005 годами.
Мировой супербайк
Чемпионат мира по супербайку проводится ч 1988 года как главное соревнование кольцевых гонок. Проходит он на европейских трассах. Правда, серия 2006 года началась в Катаре, побывала в Австралии и закончилась в Южной Африке. Гонки идут на дистанции 100 км, с числом кругов, зависящим от длины трассы. По выходным проходит 2 гонки. Сезон 2006 года состоял из 13 этапов и 26 гонок. Некоторые мотогонщики используют как ступень на пути к Мото Гран-при. Другие остаются приверженцами мирового чемпионата: это Норьюки Хага, чемпион 1996 года, австралиец Трой Корсер (первый после 1978 года неамериканец, победивший в чемпионатах супербайков АМА), Карл Фогерти, выигравший 59 гонок и 4 короны чемпионата мира по супербайку.