CART (CART PPG IndyCar World Series)…….о чём нам говорят эти слова?
Американский формульный чемпионат……..Нет, это гораздо больше! Чемпионат
был основан в 1979 году и сразу получил мировое признание. Многие
знаменитые гонщики ф1 приезжали сюда. 500 миль Индианаполиса, был одним
из этапов чемпионата. Но это не просто гонка! Это настоящий праздник,
со своей неповторимой атмосферой. Можно перечислить лишь некоторые
имена гонщиков, участвующих в этом чемпионате, и вопрос о его престиже
решается сам собой: Андретти, Фиттипальди, Мэнсэл….Ну что ж, всё было
великолепно, но……. В середине 90х серия стала дорожать, участие в
чемпионате требовало больших средств, и в 1995 году владелец
«Indianapolis motor speedway» Тони Джордж решает разделить единую серию
IndyCar на два отдельных чемпионата: IRL(Indy Racing League) и CART.
Путём судебных разбирательств, Джордж отсудил у CART права на название
«Инди», хотя CART остался формальным преемником единого чемпионата.
CART потерял, пожалуй, и главную «жемчужину» американского автоспорта-
гонку Indy-500. Ну что ж, разделение произошло, и серии пошли разными
путями: IRL- специализировалась на «овалах», а CART на дорожных
треках……..
IRL
Серия стала аналогом NASCAR, только на
машинах с открытыми колёсами, но не по популярности. Этим мечтам не
суждено было сбыться. В IRL были производители шасси: Panoz, Dallara,
Lola, Reynard. Последние двое быстро ушли. Поставщиками двигателей
стали Ford-Cosworth, Honda, Toyota и Chevrolet. В серию приходили из
CART молодые пилоты: Дэн Уэлдон, Скот Диксон, Тони Канаан, Дарио
Франкитти. Возвращались и команды: Penske Racing, Chip Ganassi Racing.
Образовывались новые, в том числе Andretti Green Racing, владельцем
которой стал Майкл Андретти. Но наряду с «приобретениями» были и
потери: помимо производителей шасси уходили и мотористы. В конце
концов, Хонда получила монополию на поставку двигателей. Вскоре ушёл
Panoz. IRL превратился в моно серию. Теперь точно стало ясно, что
только на овалах дело не пойдёт. Дорожные гонки проводились и раньше,
но не более 2-х за сезон, состоящий из 15 этапов! С 2005 их число стало
расти и достигло 5. CART, напротив, после жуткой аварии Алекса Дзанарди
в немецком Лаузице, решили отказаться от овалов, а с 2004 года серия
стала именоваться Champ Car. Дела у IRL шли не лучшим образом. На
Indy-500 еле набиралось 30 участников, а ведь раньше число претендентов
на старт главного гоночного события Америки переваливало за 50….
Необходимы были кардинальные действия….. И в пятницу 22 февраля было
официально объявлено о слиянии двух самых престижных американских
формульных серий - ChampCar и IRL. Владелец IRL Тони Джордж и
совладельцы серии ChampCar Кевин Калховен и Джерри Форсайт, подписали
документы. По условию договора все команды ChampCar получили по шасси,
мотору и 1,2млн долларов. Компромисс был найден! Объединение
состоялось! На самом деле никакого объединение и не было, просто IRL
поглотила ChampCar, но…. В Америке больше нет раскола, есть единый
формульный чемпионат IndyCar Series! Прощальная гонка ChampCar прошла
20 апреля 2008 года на улицах города Лонг-Бич. Болиды Panoz-Cosworth
последний раз вышли на поле сражения. В прощальной гонке победу одержал
Уилл Пауэр. Очки пошли в зачёт IndyCar. ТЕХНИКА Мотор 3.5
литровый V8 Honda. IRL - одна из немногих «зелёных» серий. В качестве
топлива используется 100% этанол, экологически чистое топливо. Главное,
на чем сосредоточено внимание - это безопасность. Производитель шасси
Dallara, сумела сделать на редкость «крепкую» и что очень важно:
относительно дешёвую машину. В командах-лидерах на одного пилота
закупается до 6 автомобилей! Каждая из них настраивается под
классификацию треков: Short track, Speedway, Super Speedway. Команды с
меньшим бюджетом вынуждены использовать меньшее количество автомобилей,
что, безусловно, сказывается на результатах.
P.S. Объединение
состоялось! И пусть IndyCar стал моно серией, пусть не так много
участников, но история американского формульного чемпионата началась с
чистого листа!