Подготовка и данные
Перед гонкой высокопрофессиональные механики проводят настройку автомобиля, проверяют его надежность, скорость и управляемость. Во время гонки команда постоянно изучает данные о действиях и состоянии водителя и функционировании машины — их передают на компьютеры команды установленные на машине датчики. Детально анализируется все - от сцепления и износа шин до температуры двигателя и давления масла. На автомобиле «Вильяме» FW26 Ф-1 в 2004 г. было установлено около 200 датчиков, которые передавали более 150 тыс. данных измерений в секунду.
Патрик Фрзахер из юниорской команды «Ред Булл» проверяет данные телеметрии своего автомобиля «формулы-3000» во время квалификации.
Настраиваясь на победу
Настройка - это подготовка машины для участия в конкретной гонке. Настраивать приходится подвеску, рулевое управление, двигатель, тормоза и аэродинамические элементы, шины и их давление. Выбор вариантов -целая проблема. Механикам НАСКАР, например, приходится выбирать из 120 различных типов амортизаторов. В Мото Гран-при колесная база мотоцикла (расстояния между осями колес) может быть увеличена или уменьшена. Длинная колесная база улучшает стабильность мотоцикла при движении по прямой, что лучше для скоростных трасс с длинными прямыми. С короткой колесной базой мотоцикл лучше приспособлен к быстрому изменению направления движения, скажем, для такой трассы, как «Мугелло» в Италии, где много резких поворотов и ретардеров.
Во время ралли «Дакар-2006» Робби Гордон и его штурман Даррен Скайлтон ремонтируют в пустыне свой «Хаммер НЗ». Боксы
Во многих дисциплинах автомотоспорта участники заезжают в пит-боксы для заправки горючим, смены колес и быстрого ремонта. Действия в зоне боксов строго регламентируются многочисленными правилами, касающимися безопасности, поведения и скорости заезда в зону. Нарушение правил приводит к наказанию, например 10-секундной остановке в боксах, во время которой автомобиль не обслуживается. Отсчет времени остановки в боксе начинается с момента, когда автомобиль или мотоцикл останавливается и команда механиков бросается его обслуживать. Команда механиков в НАСКАР - 7 человек -может закончить работы за 14 секунд. В «Формуле-1» число механиков неограничено, остановки могут быть короче б секунд. При серьезном ремонте остановка может длиться дольше. Доля секунды может повлиять на положение водителя в гонке, потому механики проводят длительные тренировки.
Механики в боксе гоночной команды должны быть готовы приступить к действию в любой момент. Здесь механики команды «Рено» «Формулы-1» следят за гонкой по телевизионному монитору на Гран-при Японии 2005 г.
|