Гоночная траектория
Среди траекторий, выбираемых мотогонщиком или пилотом при прохождении трассы, как правило, лишь одна является наиболее быстрой и эффективной. После первой половины гонки эта траектория становится хорошо видимой, поскольку эта часть трассы темнеет от многочисленных следов проехавших там машин. Ее называют гоночной траекторией, особенно в применении к поворотам и изгибам трассы. У нее три ключевых пункта: точка входа (автомобиль въезжает в поворот), вершина (самая медленная часть поворота, где автомобиль наиболее близок к внутренней его части) и точка выхода (автомобиль вернулся на прямую и может опять ускоряться). Опытные гонщики тормозят перед входом в поворот, пока они все еще двигаются по прямой. Такое торможение наиболее эффективно, в этом случае потеря контроля над автомобилем менее вероятна. После этого они стараются занять наилучшую траекторию для преодоления поворота и ускоряются, как только автомобиль выходит на прямую. Вход в поворот на слишком высокой скорости или в очень ранней точке вершины может привести к ошибкам. Точная линия, которой следует гонщик, зависит от трассы, погоды, а также индивидуальных особенностей машины (избыточная или недостаточная поворачиваемость). В ралли водители иногда используют принцип избыточной поворачиваемости. Он известен как езда с заносом - искусственно вызванное скольжение задней части автомобиля заставляет машину поворачивать.
Лучшая траектория (синяя пиния) начинается с наружной стороны трассы и прижимается к внутренней в точке вершины (апекса) поворота. Ранний вход (красная линия) может привести к проблемам на выходе из поворота. Гонщики используют поздний вход (желтая линия).
В шпильке надо резко тормозить, затем поворачивать. В ретардере - поворачивать и тормозить как можно меньше. Дуг Дуэн (№ 80) лидирует в группе мотокроссменов, преодолевающих поворот в суперкроссе. Внутренняя нога вынесена вперед для поддержания равновесия и предотвращения падения.
В повороте на мотоцикле
При прохождении поворота во время кольцевых гонок мотогонщик для улучшения балансировки перемещает вес тела относительно мотоцикла. В Мото Гран-при и «Супербайке» наклон мотогонщика при прохождении поворотов может быть настолько велик, что водитель почти касается наколенниками асфальта. Но чем больше наклон, тем хуже работают подвески и меньше сцепление шин с трассой. Поэтому гонщики стараются избежать лишнего наклона, постоянно поддерживая угол мотоцикла в повороте, и плавно открывают дроссель, как только возвращаются в вертикальное положение на прямой. В кроссовых и спидвейных гонках мотогонщики поворачивают корпус мотоцикла внутрь поворота, выдвигая внутреннюю ногу вперед и вниз и заставляя заднюю часть мотоцикла скользить по дуге.
|