Сэйфер (стальной энергопоглощающий, губчатый) барьер принимает на себя энергию удара и снижает его воздействие на водителя. Такими барьерами оборудованы трассы ИРЛ и НАСКАР.
Инновации в сфере безопасности В различных классах гонок есть апробированные средства безопасности. В спидвее — это закрепленный вокруг запястья предохранительный шнур, которым в критической ситуации отключается двигатель. В гонках НАСКАР и ралли — дуги безопасности и оконные сетки, установленные в автомобилях для защиты водителей в случае аварии или опрокидывания. Проведение серьезных исследований, использование передовых материалов, компьютерное моделирование аварий и других проблем позволили внедрить новые решения в сфере безопасности. Гонщиков ф-1 тренируют так, чтобы они умели покинуть кокпит своего болида менее чем за 10 секунд. В НАСКАР передние стекла делают из лексана, эластичного, но почти не бьющегося поликарбоната.
Судьи и члены бригады на трассе помогают Халилу Беширу покинуть кабину после того, как его автомобиль перевернулся во время открытия гонки Гран-при А1 в «Брэнде Хетч» (Великобритания) в 2005 г.
С 2000 г. Лига гонок Инди (ИРЛ) стала устанавливать на своих автомобилях рулевые колонки, которые телескопически складываются при фронтальном ударе, а также «черные ящики», записывающие данные при авариях. Созданные американцем Бобом Хаббардом устройства для поддержки головы и шеи (ХАНС) с 2003 г. стали обязательными во многих дисциплинах автоспорта.
Защита головы Современный гоночный шлем закрытого типа — невероятно сложная конструкция. Ведь даже микроскопическая частица гравия может стать смертельной, если она попадет в водителя, несущегося со скоростью более 300 км/ч. Для защиты гонщика шлемы делают из множества слоев, включая легкую, но твердую внешнюю оболочку, подкладку из номекса, которая поглощает пот и защищает голову от воздействия высоких температур, а также отражает огонь. Несколько слоев губчатой подкладки обеспечивают дополнительную защиту и гарантируют полное прилегание к голове. Во многих дисциплинах автомотоспорта используют сложные шлемы, в которые встроены воздушная вентиляция с фильтром, система подачи жидкости для питья через тонкую трубочку, микрофон и наушники для двухсторонней радиосвязи. Забрало шлема специально обработано, чтобы не давать отблесков и не запотевать. На него наклеиваются прозрачные полоски, которые снимают, когда их поверхность загрязнится. Шлемы для «Формулы-Инди» оснащены аэродинамическими пластинами. Они создают прижимную силу, и шлем во время гонки не срывает с головы. В верхней части шлема встроена небольшая воздушная камера; ее надувают с помощью газового патрона. И тогда шлем можно осторожно снять с головы пострадавшего водителя без травмирования мышц шеи.
Основные эементы шлема:
Внутренний наполнитель из пузырчатой пены поглощает любой удар, распределяя его по большей поверхности. Ультралегкая наружная капсула из углеродистого волокна, кевлара. Прозрачный щиток из лексана защищает от огня в течение 45 секунд. Лицевая защита защищает лицо, содержит микрофон переговорного устройства и трубку подвода жидкости для питья. Огнезащитная подкладка из номекса Мягкий баллон надувается для того, чтобы облегчить снятие шлема с головы гонщика командой спасения. Пористая мягкая подкладка окружает голову. Наушник переговорного устройства. Губчатая шейная прокладка отражает огонь.
|