Обход или нарушение?
Спорный «автомобиль-вентилятор» БТ-46Б команды «Брэбхем» на выставке «Фестиваль скорости в Гудвуде» (Великобритания) июнь 2004 г. Большинство гоночных команд для получения преимущества постоянно ищут лазейки в правилах или истолковывают их достаточно широко. Обход правил и всевозможные нарушения были распространены в ранние годы НАСКАР. В 1964 г. владельцу команды Баду Муру предъявили претензию, что его автомобиль имеет слишком низкую посадку. Пока Мур спорил с должностным лицом, один из его механиков незаметно подложил камни под передние колеса и закатил на них автомобиль. После повторного замера машина прошла проверку! Неправильная трактовка правил приводит к противоречивым результатам. В 1970-х гг. для команды «Брэбхем» создали автомобиль ВТ46В с гигантским вентилятором сзади. Высасывая воздух из-под днища, вентилятор создавал необходимую прижимную силу и помогал держать дорогу. Приспособление позволило Ники Лауде одержать одну из самых легких побед в Гран-при. Подвижные аэродинамические устройства были запрещены, но команда доказывала, что задача вентилятора - охлаждать двигатель. Этот аргумент не услышали, и автомобиль запретили. Однако победу Лауды никто не отменил, за ним сохранились полученные им в гонке очки.
Спорная тактика
Японец Макато Тамада (6) пытается обогнать испанца Сета Жибернау на «Пасифик Гран-при» в 2003 г. Японский мотогонщик был позже дисквалифицирован. Водители и мотогонщики должны соблюдать правила и взаимные договоренности, а преступившие черту могут быть дисквалифицированы.
В гонке Мото Гран-при 2003 г. в Японии Макато Тамада на повороте слишком близко накренился в сторону испанца
Сета Джибернау. Позже это истолковали как «езду в безответственной манере», и Тамаду дисквалифицировали.
Разозленный Михаэль Шумахер выясняет отношения с водителем команды «БАР» Такумо Сато после столкновения на Гран-при Бельгии в 2005 г. Нечестная или опасная тактика может стать причиной конфронтации. Так,
наезд Тони Стюарта на автомобиль Кейси Кейна в гонке НАСКАР «Тропикана 400» в 2004 г. вызвал ссору и драку между командами гонщиков в боксах. Споры вызывают и распоряжения, которые команда дает гонщику: водитель,
имеющий меньше очков в чемпионате, получает указание пропустить вперед товарища по команде с большим числом очков. На последних кругах гонки 1977 г. чемпионата по мотокроссу Боб Ханна получил инструкцию из боксов пропустить вперед Брока Гловера, чтобы он смог выиграть титул. В 1998 г. Дэвид Култхард договорился перед стартом с Мики Хаккиненом, что даст ему возможность обогнать себя и тот сможет выиграть Гран-при Австралии Ф-1. Это привело в бешенство болельщиков и спортивные власти. ФИА вынуждена была запретить давать такие указания в начале сезона.
« Официальные лица гонки НАСКАР пытаются прекратить ссору на пит-лейне между командами Тони Стюарта и Кэйси Кейна в 2004 г.
|