Молодые гонщики приходят в Ф1. А каков их путь до вершины автоспорта? Через какие гоночные серии они проходят? В большинстве случаев начало карьеры это картинг. Затем младшие формулы. А дальше? Вот и хотелось бы написать о «старших» формулах, сериях, после которых дорога в Ф1 открыта. Пожалуй, начнём…
WSR (Мировая серия Рено)
Чемпионат ведёт свою историю с 1998 года. Первоначально назывался Open Fortuna by Nissan. Гонки проходили преимущественно в Испании. Здесь уже проявлял свои способности ещё юный Алонсо, став чемпионом в 1999 году. Машины были абсолютно одинаковы: шасси Coloni и двигатель Nissan SR20. География чемпионата постепенно расширялась, чемпионат набирал популярность. С 2002 года чемпионат получил «мировой» статус: Telefonica World Series. Серия продолжала быть моно, т.е. один производитель шасси. Теперь поставщиком стала итальянская Dallara. Параллельно этой серии с 2003 года компания Renault стала проводить «Европейскую серию Рено». А в 2005 году два чемпионата объединились, и новообразованный получил название World Series by Renault (WSR).
Техника: Шасси Dallara. Двигатели Renault 3,5л. V8. Выдают 425л.с. Максимальный крутящий момент 400 Нм, при 7000 оборотах. КПП автоматическая, 6-ти ступенчатая. В 2008 году пилоты получили в своё распоряжение абсолютно новые болиды, созданные на базе Renault R27.
Таблица чемпионов:
Год |
Название серии |
Чемпион |
Шасси |
Двигатель |
1998 |
Open Fortuna by Nissan |
Марк Жене |
Coloni |
Nissan SR20 |
1999 |
Euro Open MoviStar by Nissan |
Фернандо Алонсо |
Coloni |
Nissan SR20 |
2000 |
Open Telefonica by Nissan |
Антонио Гарсиа |
Coloni |
Nissan SR20 |
2001 |
Open Telefonica by Nissan |
Франк Монтаньи |
Coloni CN1 |
Nissan 2L |
2002 |
Telefonica World Series |
Рикардо Зонта |
Dallara SN01 |
Nissan VQ30 |
2003 |
Superfund World Series |
Франк Монтаньи |
Dallara SN01 |
Nissan VQ30 |
2004 |
World Series by Nissan |
Хейкки Ковалайнен |
Dallara SN01 |
Nissan VQ30 |
2005 |
World Series by Renault |
Роберт Кубица |
Dallara FR3.5 |
Nissan V6 (Renault 3.5) |
2006 |
World Series by Renault |
Алкс Даниэльссон |
Dallara FR3.5 |
Renault T02 |
2007 |
World Series by Renault |
Альваро Паренте |
Dallara FR3.5 |
Renault T02 |
GP2 (Grand Prix 2)
Предшественницей GP2 была Формула3000. В 1996 году, дабы уровнять шансы пилотов, а заодно и удешевить машины, ФИА принимает решение сделать из Ф3000 моносерию. Новые болиды появлялись не чаще 1 раза в 3 года. Серия серьёзно уступала технологическим совершенством и World Series by Nissan, и Formula Renault V6 Eurocup, и даже European F3000! Не спасло Ф3000 даже то, что с 1998 года гонки серии проводились с уик-эндом Формулы 1. И в 2004 году руководитель команды Renault F1 Флавио Бриаторе и коммерческий директор Королевы автоспорта Берни Эклстоун основывают новый чемпионат, получивший название Grand Prix 2 (GP2). Первый чемпионат был разыгран в 2005 году.
Техника: Шасси у всех одинаковые, производства Dallara. Техника обновляется так же 1 раз в 3 года, поэтому в 2008 году было представлено новое шасси. Новая машина получила тщательно проработанную аэродинамику и переднюю подвеску. Над её созданием трудились известные конструкторы Бернад Дюдо и Дидье Перрен. Моторы поставляет компания Renault, а готовит их к гонкам фирма Mecachrome. 4-х литровая "V" образная восьмёрка, выдаёт около 600 л.с. и разгоняет болид до 320км/ч. КПП 6-ступенчатая, секвентальная. Шины монопольно поставляет компания Bridgestone.. Первоначально в 2005 году покрышки были с канавками, но уже с сезона 2006 разрешены слики. Они бывают трёх типов : мягкий, средний, жесткий. И покрышки для влажной трассы.
Расписание этапа: за один этап проводится 2 гонки. Этап начинается с пятницы, когда пилоты выводят свои болиды на трассу на короткую 30 минутную практику. В этот же день гонщикам предстоит и 30 минутная квалификация, где они выяснят, в каком порядке уйдут в бой в субботней гонке. В субботу основная гонка. Её дистанция составляет 180км. По ходу дистанции каждый пилот обязан заехать на пит-стоп для замены всех колёс. Также гонщик обязуется использовать в гонке 2 типа шин. В воскресенье проводится вторая гонка: спринт. Его стартовое поле складывается по результатам субботней. А первая восьмёрка, разворачивается в обратном порядке. Дистанция спринта 120 км, и пит –стоп не обязателен.
Очки: 2 бонусных очка за поул. 1 очко за лучший круг в каждой гонке. 10-8-6-5-4-3-2-1 за субботнюю гонку, и 6-5-4-3-2-1 за воскресный спринт. Таким образом гонщик может набрать максимально 20 очков за этап, если будет стартовать с поула в субботней гонке, выиграет оба заезда, а также покажет в них лучшие времена прохождения круга.
Таблица чемпионов:
Год |
Чемпион |
Команда |
Шасси |
Двигатель |
2005 |
Нико Росберг |
ART Grand Prix |
Dallara |
Renault V8 |
2006 |
Льюис Хэмилтон |
ART Grand Prixо |
Dallara |
Renault V8 |
2007 |
Тимо Глок |
iSport International |
Dallara |
Renault V8 |
Jon Power