Двигатель
Существует немало типов двигателей. Принцип работы большинства из них состоит в том, что в их цилиндре смесь топлива и воздуха сгорает и расширяясь, в объеме, заставляет двигаться поршень в цилиндре. Движение поршня через трансмиссию (состоящую из коробки передач и приводных валов или шестерен) заставляет вращаться колеса. Гоночные двигатели - сложнейшие и точнейшие механизмы, которые выдерживают тяжелейшие нагрузки из-за сверхбыстро повторяющихся движений, феноменально высоких температур, давления и механических воздействий. Каждый из восьми поршней двигателя болида гоночной серии IRL движется вверх и вниз со скоростью больше чем 1 км/мин. Поршни двигателя формулы 1 при максимальном ускорении подвергаются воздействию сил, в 9 тысяч раз превышающих силу земного притяжения. Во время гонок при таких больших нагрузках в двигателях чаще всего возникают механические проблемы. В некоторых категориях гонок двигатели лишь у одного производителя. Компания Ferrari обеспечивает двигателями все автомобили серии A1 Grand Prix. Хонда обязалась с 2006 по 2009 г. снабдить моторами все болиды серии IRL. В других случаях команды сами заключают договор с поставщиками двигателей. Например команда Макларен в формуле 1 получает двигатели от компании Мерседес. Двигатели оцениваются по многим параметрам, включая конфигурацию (количество и расположение их основных частей, особенно цилиндров) по мощности и объему. Последний показывает полный объем смеси воздуха и топлива, которые поступают в двигатель за один цикл его работы. Объем обычно измеряется в кубических сантиметрах или литрах (1 литр равен 1000 кубических сантиметров). Маленький рокетбайк может иметь двигатель объемом 40-50 кубических сантиметров, а мощный автомобиль Санбим 1927 г. имел не один, а целых два 22,4 литровых двигателя.
Больше мощности
Мощность двигателя чаще измеряется в лошадиных силах (л.с.) или тормозной мощности. Одна лошадиная сила равна приблизительно 746 ваттам. Двигатели обычных семейных седанов имеют мощность примерено от 70 до 120 л.с., лучшие машины для ралли - около 300 л.с., а у V - образного 12 цилиндрового двигателя BMW LMR (победитель 24 часовой гонки в Ле-мане 1999 г.) - более 590 л.с. Десятилетия инженеры пытались найти способ увеличить мощность двигателя. В ранние годы считалось, что ключом является увеличение объема двигателя. Производители создавали двигатели объемом все больше и больше, невзирая на их вес. У FIAT S 76 1912 года, был такой большой 28,3 литровый двигатель, что водителю приходилось выглядывать из-за него, чтобы видеть дорогу. Сейчас двигатели стали меньше, легче и мощнее. Благодаря новейшим разработкам моторы выдают больше мощности за счет значительного увеличения рабочих скоростей и более эффективного сжигания смеси топлива и воздуха в цилиндрах. Некоторые двигатели оснащаются компрессором или турбонаддувом. Эти устройства сжимают поступающий в двигатель воздух, увеличивая давление топливно-воздушной смеси и тем самым повышая мощность. Во многих гоночных применяются электронные блоки управления двигателем. Датчики детально следят за работой двигателя и его компонентов, сообщая ключевые данные водителю и на базовый компьютер гоночной команды. Они управляют такими переменными величинами, как количество подаваемого в двигатель топлива и время его воспламенения.
Тормоза
Тормоза гоночных машин очень мощные. Для резкого торможения автомобиля ф1 со скорости 200 км/ч до полной остановки потребуется только 55 м и 1,9 с. Большинство гоночных мотоциклов и автомобилей используют дисковые тормоза. Тормозные колодки создают сильное трение, замедляющее колеса и автомобиль, но выделяют огромное количество тепла. При сильном торможении детали тормозов могут нагреваться до 900 градусов Цельсия. Некоторые автомобили имеют вентилируемые дисковые тормозные диски, изготавливаемые из стали или более легкого, но в тоже время более прочного, углеродистого волокна. В автомобилях НАСКАР, формулы 1, чемпионата мира по ралли и многих других гоночных серий гонщики регулируют баланс тормозов, т.е. распределение тормозного усилия между передними и задними колесам. При торможении вес машины смещается вперед, поэтому при большем тормозном усилии передних колес можно резче тормозить, не боясь их блокировки.
|