Единственной защитой для головы гонщика является шлем. Также он служит отличительной особенностью пилота, чтобы время гонки комментаторам и зрителям было его легче узнать. Но прежде всего шлем, как было сказано ранее, является очень важной частью для защиты пилота, а также его наличие играет существенную роль в аэродинамике. Наличие наиболее турбулентных зон в болиде Формулы 1, одной из которых является область шлема, ставит задачу производителям шлемов, таких как Bell и Schuberth, максимально уменьшить этот нежелательный побочный эффект. И даже порой конструкция шлема может быть позволяет увеличивать поток воздуха, который направлен в воздухозаборник расположенный над головой пилота, что, в следствии чего, увеличивается мощность двигателя и, а также скорость движения. А также, конструкторы шлемов должны помнить и об вентиляционных отверстиях для дыхания и обеспечении во время гонки доступа воды для питья, и многое другое…
Говоря об особенностях шлема, нужно не забывать о комфорте пилота и уделять этому серьезное внимание. Ведь голова пилота, находясь в непосредственной близости от двигателя, должна быть защищена с помощью шлема от сильного шума и максимально обеспечить, тем самым, возможность концентрации пилота во время гонки. Как правило, для каждого пилота шлем делается под заказ, индивидуально, чтобы гонщик как можно комфортнее себя чувствовал и был защищен. К примеру, мотоциклетный шлем состоит из трех слоев - внутренней и внешней оболочки, набивки, а шлем гонщика Формулы 1 сконструирован из 17 слоев. Особенности каждого отдельного шлема производителями строго засекречены. Специалисты обычно называют лишь 3 составляющие шлема – полиэтилен и огнеупорный aramide , который используется при изготовлении бронежилетов, что делает шлем не пробиваемым, углеродное волокно для его прочности и жесткости. А так же ко всему прочему следует добавить магнезий, алюминий и эпоксидную смолу.
Использование в производстве шлема углеволокна позволяет сделать его максимально легким. Но при весе 1,25 кг, он способен выдерживать большие нагрузки, что не мало важно. Благодаря малому весу шлем позволяет значительно уменьшить нагрузку на шейные мышцы гонщика, особенно на тех участках трассы, где наиболее высокие перегрузки.
Чтобы изготовить каркас шлема, необходимо склеить вместе некоторое количество слоев углеродного волокна, после чего шлем следует поместить в автоклав где его отдельные части соединяются друг с другом и становятся твердыми под воздействием высокого давления и температуры в 132 С. Части шлема, на которые приходится наибольшая нагрузка – такие например, как контур забрала и нижняя его часть - укрепляются с помощью титана и алюминия. Внутренняя обивка такого шлема состоит из двух слоев материала Nomex отличительной особенностью которого является огнеупорность.
При проектировании шлема предусмотрены вентиляционные разъемы, функциональность которых состоит в том, чтобы как минимум 5 литров свежего воздуха в единицу времени поступало в шлем. Фильтры в шлеме предназначены для очистки воздуха от моторного масла, карбона, а также для того чтобы, частички пыли не проникали во внутрь. На уровне подбородка находится радио, что обеспечивает гонщику связь с боксами. Благодаря профессиональной работе конструкторов уровень шума в шлеме удалось уменьшить до 100 Дб, что значительно облегчает общение пилотов со своими инженерами.
Важным фактором во время даже самой сложной гонки для пилота является хороший обзор, который обеспечивает забрало, которое толщиной всего в 3 мм. Оно должно быть удобно для глаз и благодаря изготовлению из огнеупорного поликарбоната является надежной защитой. Тонировка которая меняется за миллисекунды схожа с очками для солнца. Например, когда болид входит в тоннель на трассе, забрало на шлеме гонщика проясняется и темнеет за секунду до выхода из тоннеля , что является гарантией того, что гонщик не будет ослеплен дневным светом. Было проведено много различных крэш-тестов прежде чем Международная Федерация Автоспорта FIA официально одобрила шлем. Одним из таких тестов было так называемое "испытания на проникновение", во время которого металлический предмет весом 3 килограмма падал с высоты трех метров на шлем, который оставался неповрежденным. Проводились так же испытания креплений шлема. Так например, при нагрузке в 38 кг ремешок для подбородка не должен быть растянут более 30 мм. Забрало шлема выдерживает удары мелкими частицами со скоростью 500 км/ч, при этом, частички либо вообще не могут повредить поверхность забрала, либо не проникают глубже, чем на 2 мм. Во время теста на огнеупорность шлема, при температуре горения в 800 С в течение 45 секунд ,не было зафиксировано каких-либо повреждений, при этом, температура внутри шлема не превышала 70С.
|