Автомобили среднего и представительского класса весят уже около двух тонн, а внедорожники легко тянут на три — три с половиной тонны. Так представьте себе этот вес, покоящийся на четырех пружинах подвески. Понятно, что он будет неустойчив, то есть обязательно захочет крениться. Почему одна сторона кузова поднимается, то есть движется вверх, в то время как противоположная опускается, то есть движется вниз, понять крайне просто. Дело в том, что кузов расположен, как мы отметили, на пружинах, которые могут сжиматься и разжиматься. Крен автомобиля на повороте — это самое простое, натуральное и понятное движение кузова автомобиля относительно его колес.
Самое главное — понять, что в результате перемещения веса в сторону внешних колес на повороте на них начинает давить большая сила. Означает ли это, что их сцепление с покрытием дороги увеличивается? Конечно да! Но вес, давящий на внутренние колеса, уменьшился, так как часть его перешла на наружную сторону. Произошло динамическое перемещение веса. Значит, сцепление внутреннего колеса с покрытием дороги уменьшилось. А может быть, это колесо даже оторвалось от земли и крутится по воздуху. Крен автомобиля зависит от расположения его центра тяжести, ширины шин, жесткости амортизаторов и конструкции подвесок. Например, мы хорошо видим по телевизору, что болиды «Формулы-1» практически не кренятся даже на огромных скоростях на поворотах.
|