Однажды меня прямо-таки покоробило, когда я услышал слова уважаемого теоретика вождения, что автомобиль, повернул вслед за мыслью. Нет, водитель управляет своей машиной взглядом, а не мыслью! Так устроен человек. Он смотрит туда, где хочет оказаться, и его руки в нужный момент поворачивают руль на нужный угол, а его машина попадает точно в цель; а он уже смотрит на следующий ориентир, и опять его руки направляют автомобиль точно в то место, где он желает оказаться. Идет как бы сканирование пространства впереди автомобиля, причем если водитель смотрит недостаточно далеко, то возникшие препятствия станут для него неожиданностью и среагировать на них своевременно будет трудно.
Если же сфокусировать взгляд слишком далеко, то из поля зрения выпадут фрагменты дороги непосредственно перед капотом, ямы или неровности, например. Значит, оптимальным вариантом будет постоянное ведение взгляда, согласованное со скоростью автомобиля, по направлению от капота автомобиля и дальше вперед, причем фокус взгляда не должен задерживаться на конкретных ориентирах, а все время скользить ближе, дальше и так далее. При этом периферийным зрением должна постоянно контролироваться вся зона видимости перед автомобилем, а также изображение в зеркалах заднего вида и показания приборов. Если у водителя возникли проблемы с восприятием дорожной обстановки, значит, он не туда взглянул, и поток информации пусть на долю секунды, но прервался. Сканировать пространство взглядом учат военных летчиков: взгляд по горизонту слева направо, затем — контролирование показаний приборов, затем взгляд вверх и вперед, снова приборы, взгляд от носа самолета к горизонту и так далее. Водитель делает, по сути, то же самое, но очень важно, чтобы в зоне видимости никакие детали не остались без его внимания. А если взять автогонщиков, то они управляют автомобилем на подсознательном уровне. Думать, управляя гоночной машиной, — для этого у гонщика нет времени!
|