В 2009 году вступает в силу новый технический регламент формулы 1. Пожалуй, самое важное новшество в новоиспеченном регламенте является разрешение на использование командами системы рекуперации (восстановления) кинетической энергии - KERS(Kinetic Energy Recovery Systems). В принципе сама идея рекуперации энергии не нова и по сути KERS является обычной динамо-машиной изобретенной в 1866 году известным ученым Вернером Сименсом (хотя венгры утверждают, что именно их соотечественник Йедлик Аньош Иштван был первым, кто изобрел это устройство). На данный момент регламент никак не ограничивает конструкцию данной системы, что дает инженерам полную свободу действия Развитие KERS может пойти по трем путям. 1)Электрические KERS с применением аккумуляторов 2)Механические KERS с использованием маховика 3) Гибридные Надо отметить, что работы по созданию данного устройства уже давно ведутся. Например, компании Flybrid Systems, Torotrak и Xtrac совместными усилиями уже разработали KERS с использованием маховика и по слухам уже вовсю ведут работы по внедрению данного устройства вместе с одной из лидирующих команд формулы 1. Принцип работы основан на высокоскоростном маховике из стали и углеродного волокна, который вращается со скоростью 60000 оборотов в мин в вакуумной камере. Маховик подключается к трансмиссии через несколько зубчатых передач с фиксированным передаточным числом, сцепление и вариатор. Система при массе в 24 кг обеспечивает передачу мощности в 60 кВт в обе стороны и может запасать до 600 кДж энергии с учетом потерь. Особая гордость создателей KERS - это система герметизации вакуумной камеры. Вал смонтирован в ней при помощи специальной системы уплотнений, которую Flybrid готова продавать и отдельно от маховика. В апреле 2008 года команда Williams купила пакет акций компании Automotive Hybrid Power Ltd (AHP), которая специализируется на разработке высокоэффективных маховиков и уже приступила к разработке Kinetic Energy Recovery Systems. Патрик Хэд, совладелец команды Williams: «Маховиковые системы - это новая, перспективная отрасль. Мы поддерживаем ФИА, которая, надеемся, позволит Формуле 1 внести свой вклад в развитие экологически дружественных технологий». Хотя сама команда заявляет, что еще не определилась по какому пути она пойдет, но логично предположить, что они пойдут именно по пути маховиковых KERS. Аккумулированную таким образом энергию гонщик сможет использовать, нажав на специальную кнопку, которая будет находиться на руле автомобиля. При ее нажатии пилот получит дополнительно 80 лошадиных сил в течение шести с половиной секунд (если конечно количество ранее накопленной энергии хватит на данный промежуток времени). Получается своего рода Пауэр Буст из серии A1 Grand Prix, только там количество нажатий ограничено, а здесь оно ограничено лишь временем которое требуется на восстановление энергии. Мнения на данный счет разделились. Одни считают, что гонки станут намного интереснее ведь количество обгонов увеличиться. С другой стороны многие специалисты утверждают, что это противоречит духу формулы 1. Может уйти в прошлое жесткая борьба за позицию - достаточно будет нажать на кнопку и обойти соперника. К тому же это существенно ударит по командам аутсайдерам и середнячкам. Раньше они за счет удачной квалификации, хорошего старта, да и просто таланта гонщика - могли вырваться на высокие позиции и уже, затем по ходу гонки сдерживать яростные атаки топ команд. Уйдет в прошлое такое явление как "Паровозик Труллли". Еще одной проблемой является то, что система пока совсем сырая. Уже было несколько случаев возникновения внештатных ситуаций при испытании KERS, которые создавали угрозу здоровью сотрудников команд. Сначала на базе команды Red Bull произошел взрыв с последующим возгоранием, в результате все сотрудники были эвакуированы из здания. Слава богу, никто не пострадал, а вот механику команды БМВ не повезло. На тестах в Хересе его сильно ударило током, когда он прикоснулся к болиду заехавшего в боксы Кристиана Клина. Топ команды также не остались в стороне от проблем. Как сообщает издание Auto Hebdo”.”Auto Hebdo” что якобы Макларен попыталась собрать воедино систему KERS, двигатель и коробку передач, и когда она попыталась запустить полученную систему, то произошел взрыв, повредивший испытательный стенд команды. И это только известные случаи, вполне возможно, что и у других команд происходят подобные моменты. Дэвид Култхард вообще заявил, что во время доводки системы собирается носить полностью прорезиненный комбинезон. Конечно все познается методом проб и ошибок и возможно к началу следующего сезона система станет безопасной, но исключать того что команду не успеют довести KERS до ума нельзя. Кстати та же команда Макларен как-то раз обмолвилась, что может создать сразу 2 шасси с KERS и без него. Как предполагают инженеры Британской команды это поможет лучше оценить эффект от внедрения данного устройства. Отсюда вытекает очередной вопрос: - не противоречит ли внедрение данной системы заявлениям что формула 1 должна стать дешевле? создание сразу 2 шасси явно не уменьшит затраты Макларена, а многократно их увеличит. Это может превратиться в своеобразную "гонку вооружений" и победит тот, у кого толще кошелек. Отсюда вытекает, что частники физически не смогут бороться на равных и еще больше скатиться вниз. Выход из этого может быть только один: по аналогии с мотором - не разрабатывать свою систему, а покупать уже готовые. P.S. надеюсь, все-таки данное новшество сделает формулу 1 лучше.